понедельник, 25 апреля 2016 г.

Ритейлеры недовольны ужесточением закона «О торговле»

Правительство решило не ограничивать стоимость логистических услуг, которые ритейлеры оказывают поставщикам, следует из редакции поправок к закону "О торговле" ко второму чтению (копия есть у "Ъ"). Прежний вариант предполагал снижение совокупного размера премий за продвижение товаров, включая рекламу, специальные выкладки и логистику, до 3%. В таком виде проект, инициированный группой сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета Госдумы по безопасности Ириной Яровой, прошел первое чтение в мае 2015 года. Действующий закон устанавливает бонус за объем закупки на уровне 10%, а остальные выплаты (например, за маркетинг или логистику) не ограничивает. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования предполагал, что изменение закона приведет к перераспределению между ритейлерами и поставщиками 540 млрд руб.

В правительстве повысили допустимую премию до 5%, при этом исключив из определения услуг по продвижению товаров перевозку продукции. Последнее не позволит снизить объем реально взимаемых премий, уверен один из поставщиков алкогольной продукции. "Это уловка, которая позволит сетям и дальше взимать с поставщиков 25-30% от стоимости товаров, объясняя это затратами на логистику",— добавляет он. С этим согласен представитель крупного производителя продуктов питания: "Логистика теперь станет тем фальшь-маркетингом, против которого сейчас пытаются бороться общим снижением бонуса". Под фальшь-маркетингом участники рынка понимают плату за неоказанные или оказанные не в полном объеме, а также нередко навязанные услуги по продвижению товаров.

Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин говорит, что члены объединения в целом не возражают против выведения логистики из допустимых 5%, так как для дешевой продукции доля затрат на транспортировку может быть и выше этого уровня. Но в этом случае, считает он, логично было бы оставить общую премию в пределах 3%. Участникам рынка нужно будет в рамках саморегулирования согласовать правила предоставления логистических услуг и регламентировать соответствующую отчетность, полагает директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков. В правительстве также рассчитывают, что за время рассмотрения, принятия и вступления в силу поправок сети создадут механизмы саморегулирования, которых нет в законодательстве, передал через представителя вице-премьер Аркадий Дворкович. Он подчеркнул, что поставщики и сети "должны доказать", что умеют работать в рамках саморегулирования.

Ритейлеры же, наоборот, собираются приостановить членство Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в Межотраслевом экспертном совете по развитию потребительского рынка и отказаться от участия в других формах саморегулирования, включая создаваемый "Совет рынка". Об этом говорится в письме АКОРТ спикеру Госдумы Сергею Нарышкину, рассказали "Ъ" четыре участника рынка. Сети уверены, что изменение закона "О торговле" окажет дестабилизирующее влияние на ситуацию в стране. Возможность без ограничений взимать бонус за логистику не смягчила их позицию. "Президент дал поручение ограничить совокупный размер вознаграждения, а плата за услуги — это не награда",— поясняет председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев. Тех же, кто требует плату за неоказанные услуги, следует судить за мошенничество или вымогательство, уверен он.

Некоторые производители, опрошенные "Ъ", воспринимают такой шаг сетей как попытку шантажа законодателей. Ранее ритейлеры, напротив, активно выступали за минимальное вмешательство государства в рынок и заявляли о готовности самостоятельно отказаться от части бонусов. Так, на заседании президиума АКОРТ 20 апреля должен был рассматриваться вопрос об отказе от бонусов с локальных поставщиков рыбы, мяса, овощей и т. д., но в результате тема не обсуждалась. "В связи с решением правительства ужесточить закон мы вынуждены пересмотреть свои инициативы",— пояснил "Ъ" один из ритейлеров. АКОРТ пыталась подменить законодательные ограничения саморегулированием, которое все равно не смогло бы стать эффективным, так как рыночная сила сетей куда выше, чем у большинства поставщиков, считает член президиума "Опоры России" Алексей Небольсин.

Анастасия Дуленкова, Олег Трутнев


Детские футболки с капюшоном ассасина Майка внутренние войска

Комментариев нет:

Отправить комментарий